Следить за новостями:

RSS

20 мая 2020

В новых условиях учимся по-новому взаимодействовать: соблюдение жилищных прав граждан в условиях пандемии


Распространение коронавирусной инфекции в Свердловской области — повод для пересмотра взаимодействия, сложившегося между Уполномоченным по правам человека и органами, осуществляющими государственный жилищный надзор за исполнением действующего законодательства, с целью соблюдения и восстановления жилищных прав граждан, оказавшихся в это непростое время в сложных, непривычных для себя ситуациях.

Для повышения эффективности работы с обращениями граждан по жилищной проблематике Т.Г. Мерзляковой приняты меры по систематизации информации, содержащейся в них. По результатам обращения Уполномоченного в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее — Департамент) с инициативным письмом большинство вопросов, с которыми жители Свердловской области на протяжении двух последних месяцев обращались к Уполномоченному, удалось разрешить.

Уполномоченный, на основании поступившей из Департамента информации, разъясняет жителям Свердловской области порядок начисления платы за коммунальные услуги и пени потребителям коммунальных услуг в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, а также за период, предшествующий принятию мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции.

Обязанность граждан по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса РФ. Нормы законодательства в условии пандемии и принятия мер, направленных на предотвращение распространения случаев коронавирусной инфекции в указанной части не приостановлены и не отменены, равно как и не отменена обязанность собственников помещений в МКД своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Вместе с тем Правительством Российской Федерации принят ряд мер, направленных на поддержку граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. Так, постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее — Постановление № 424) до 01.01.2021 приостановлено положение нормативно-правовых актов и соответствующих договоров, предусматривающих право исполнителя коммунальных услуг требовать уплаты неустойки (штрафов, пеней), а также приостановлено до 01.01.2021 взыскание неустойки (штрафов, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года, изложена следующая позиция.

Приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период. Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежащих начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория. Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу пунктов 3-5 Постановления № 424 действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договора за весь период просрочки, исключая период действия моратория.

Между тем, Постановление № 424 не освобождает потребителей после 01.01.2021 от обязанности уплатить исполнителю пени за несвоевременное и (или) не в полном объёме внесение платы за коммунальные услуги, начисленные в период до 06.04.2020 или после 01.01.2021.

Таким образом, начисление неустоек (пеней, штрафов) в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг, равно как и их взыскание, как в названный период, так и в дальнейшем, после 01.01.2021, со стороны исполнителей жилищно-коммунальных услуг является недопустимым.

По вопросу приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг Постановлением № 424 действие подпункта "а" пункта 117, пункта 119 Правил № 354, регулирующих порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Постановлением № 354, приостановлено до 01.01.2021.

Таким образом, исполнители коммунальных услуг не вправе применять меры по приостановлению и ограничению предоставления коммунальных услуг с момента вступления Постановления № 424 в законную силу (06.04.2020).

При отсутствии у потребителя коммунальных услуг объективной возможности внесения платы за коммунальные услуги, Правилами № 354 предусмотрен порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки оплаты коммунальных услуг (в том числе погашения задолженности по оплате коммунальных услуг), который согласовывается исключительно потребителем и исполнителем услуг.

Уполномоченный и Департамент оказывают и готовы оказывать в дальнейшем содействие гражданам, в отношении которых приняты меры по приостановлению и ограничению предоставления коммунальных услуг до 06.04.2020, посредством направления в адрес исполнителей коммунальных услуг соответствующих писем о рассмотрении возможности предоставления рассрочки (отсрочки) оплаты коммунальных услуг.

Уполномоченный напоминает гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и о предусмотренных законодательством мерах социальной поддержки: субсидиях и компенсационных выплатах. Подробная информация об условиях начисления субсидий и компенсационных выплат размещена на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Свердловской области.

Еще один важный вопрос — проведение выездных внеплановых проверочных мероприятий по обращениям жителей Свердловской области, в которых содержатся указания на ненадлежащее исполнение обязанностей управляющей организацией по обслуживанию МКД.

В адрес Уполномоченного продолжают поступать обращения жителей с просьбой оказать содействие в проведении проверочных мероприятий специалистами Департамента, так как УК нарушает обязательные требования, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

В настоящее время в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" организация проверочных мероприятий со стороны Департамента в отношении исполнителей жилищно-коммунальных услуг, за исключением случаев угрозы (причинения) вреда жизни и здоровью граждан, не представляется возможным.

Тем не менее, действие норм Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) на период пандемии не приостановлено и не ограничено. Возбуждение дел об административных правонарушениях, в силу ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ возможно в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Уполномоченный разъясняет: Департаментом при поступлении обращений граждан, в которых указывается на нарушение исполнителем жилищно-коммунальных услуг обязательных требований, будет рассмотрен вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ. Так, нарушение требований Постановления № 424 со стороны управляющих компаний (лицензиатов) образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Кроме того, с целью рассмотрения обращений граждан, защиты их прав и законных интересов Уполномоченным по правам человека и Департаментом осуществляется взаимодействие с органами прокуратуры. Сотрудники Департамента принимают участие в проводимых органами прокуратуры проверочных мероприятиях.

Также Уполномоченный информирует жителей Свердловской области о мерах, которые направлены на информирование исполнителей жилищно-коммунальных услуг об изменениях в законодательстве.

Так, с целью защиты прав и законных интересов граждан, недопущения нарушений обязательных требований Департаментом в адрес управляющих организаций направлены письма о необходимости неукоснительного соблюдения Постановления № 424, недопустимости начисления и взыскания неустоек (пеней, штрафов) в случае несвоевременной и (или) произведенной не в полном объеме платы за жилищно-коммунальные услуги.

Уполномоченный рекомендует гражданам в случае возникновения спорной ситуации по начислениям за ЖКУ, первоначально самостоятельно обращаться к исполнителю коммунальных услуг для проверки правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, а также для разъяснения ситуации по урегулированию возникшего спора (подп. "б" п. 33, подп. "д" п. 31 правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

В случае, если спорная ситуация не нашла своего разрешения при обращении гражданина к соответствующему исполнителю ЖКУ, граждане вправе обратиться в Департамент с соответствующим письменным заявлением посредством использования государственной информационной системы ЖКХ либо электронной почты. К обращению желательно приложить материалы переписки с обслуживающей организацией по поставленному вопросу и копии платежных документов за оспариваемый период.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области самым внимательным образом рассматривает все обращения, в которых содержатся указания на нарушения прав жителей МКД. В случае поступления таких обращений Уполномоченным принимаются и будут приняты в дальнейшем исчерпывающие меры по оказанию гражданам содействия в решении жилищных вопросов во взаимодействии с Департаментом и прокуратурой. 

Назад к спискуНазад к списку

20 мая 2020
Контрольные группы, созданные по поручению губернатора, подвели первые итоги проверок эпидбезопасности на предприятиях

В режиме видеосвязи Уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова и депутат Государственной Думы Андрей Ветлужских из 

20 мая 2020
Проект РОСПРОМЭКО "За повышение качества жизни россиян": продолжаем обсуждать связь питания и здоровья детей, организацию питания в семье и образовательных учреждениях

Всероссийский конгресс Промышленная экология регионов (РОСПРОМЭКО) и международная дискуссионная площадка УРАЛПРОМЭКО успешно

20 мая 2020
Вместе с Общественной наблюдательной комиссией Уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова организовала совещание с представителями силовых ведомств, обсудили работу в условиях пандемии

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова вместе с региональной организовала 20 мая совещан

Все новости в категории

Правительство Свердловской области
официальный сайт
Государственные услуги
Портал государственных услуг
Министерство социальной политики Свердловской области
.
Единый портал госуслуг
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Самозапись.ру
Запись на прием к врачу
Защита прав потребителей Свердловской области
Сайт содержит базу данных результатов проведенных проверок, на предмет нарушения прав потребителя, а также обеспечивает возможность оперативного поиска необходимой информации по заданным параметрам (по объектам, организациям, производителям).
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при главе российского государства.
Европейский институт омбудсмена
European Ombudsman Institute
Карта транспортных нарушений
Приволжской транспортной прокуратуры
 
 
Закрыть слой Закрыть

Полная карта органов власти Свердловской области